Театр


Театр
Театр. Представление древнегреческой трагедии.

Театр. Представление древнегреческой трагедии.

ТЕАТР (от греческого theatron — место для зрелищ, зрелище), род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Произведение современного театрального искусства — спектакль — создается на основе драматического или музыкально-сценического произведения в соответствии с замыслом режиссера (в балете — балетмейстера и дирижера, в опере, оперетте — режиссера и дирижера) и под его руководством совместно усилиями актеров, а также художника и др. Истоки театра — в древних игрищах, массовых обрядах. Разнообразные формы зрелищ со сценической техникой существовали в Древней Греции, Индии, Китае, Японии и др. В средние века носителями театрального творчества были бродячие актеры. С древнейших времен известен также театр кукол. Первый профессиональный европейский театр эпохи Возрождения — итальянская комедия масок (комедия дель арте, 16 — 17 вв.). С эпохи Возрождения театр становится литературным, тяготеет к оседлому существованию в городских культурных центрах, его стимулирует творчество великих драматургов (У. Шекспир, Л.Ф. де Вега Карпьо, Кальдерон де ла Барка, П. Корнель, Мольер, Ж. Расин, Г. Лессинг, П.О. Бомарше, Ф. Шиллер, А.Н. Островский и др.). В 18 и 19 вв. в театре играли выдающиеся актеры: Д. Гаррик, Э. Терри, Г. Ирвинг (Великобритания), Ф.Ж. Тальма, С. Бернар (Франция), Э. Дузе, Т. Сальвини, Э. Росси (Италия), П.С. Мочалов, М.С. Щепкин, Садовские, А.Е. Мартынов, М.Н. Ермолова (Россия) и др. На рубеже 19 — 20 вв. появляется “новая драма” (Г. Ибсен, А. Стриндберг, Г. Гауптман, М. Метерлинк, А.П. Чехов), возникает режиссерский театр. К.С. Станиславский и Вл.И. Немирович-Данченко осуществили имевшую мировое значение театральную реформу (постановка пьесы “Чайка” Чехова, Московский Художественный театр, 1898). В 1-й половине 20 в. наиболее значительные театральные искания связаны с творчеством В.Э. Мейерхольда, Е.Б. Вахтангова, А.Я. Таирова (Россия), М. Рейнхардта, Э. Пискатора (Германия), Э.Г. Крэга (Великобритания) и др., во 2-й половине 20 в. — Ж. Вилара, Ж.Л. Барро (Франция), П. Брука (Великобритания), Э.Де Филиппо, Дж. Стрелера (Италия), Г.А. Товстоногова, А.В. Эфроса, О.Н. Ефремова, Ю.П. Любимова, М.А. Захарова (Россия), а также с произведениями так называемого театра абсурда (С. Беккет, Э. Ионеско). Театральное искусство 20 в. испытало также воздействие Б. Шоу и Б. Брехта. Современный театр, сохраняя традиционные виды и жанры — драматический, музыкальный (балет, опера, оперетта), пластический (пантомима), театр кукол (особой отраслью является музыкальный и драматический театр для детей), пополнился мюзиклом, рок-оперой, различными видами экспериментального театра (театр-лаборатория, театр улиц, хепенинг).

 

Японский национальный театр кабуки.

Японский национальный театр кабуки.

Здание Пушкинского театра в Санкт-Петербурге.

Здание Пушкинского театра в Санкт-Петербурге.

Руины древнегреческого театра. Афинский Акрополь.

Руины древнегреческого театра. Афинский Акрополь.


Иллюстрированный энциклопедический словарь. - М.: Аутопан. . 1998.

Синонимы: